- Геоинформационные системы - Существует мнение, что более 60% информации, содержащейся в корпоративных базах данных, имеют пространственный (географический) компонент. Также существует мнение о том, что человек в своей деятельности использует более 70 % информации, имеющей пространственную привязку. Использование геоинформационных систем становится неотъемлемой частью профессиональной деятельности многих предприятий и ведомств. Пройдя данный квест, вы подробно познакомитесь с ГИС, в одной из выбранных ролей.
- Квадратные уравнения - В школьном курсе математики подробно изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Недостаточно времени выделено по учебной программе на остальные способы решения квадратных уравнений, историю квадратных уравнений, мало задач, иллюстрирующих применение квадратных уравнений в жизни. При прохождении данного квеста вы постараетесь решить эти проблемы. Для этого вы примерите на себя роли историков, исследователей, практиков, информатиков.
- Пифагор и его знаменитая теорема - помощью дополнительной литературы, основанной на исторических фактах, вы познакомитесь с открытиями и жизнью Пифагора и его последователей с точки зрения истории развития математики и других наук. Изучите историю теоремы и различные способы существующих доказательств теоремы Пифагора.
- Защита информации
Современные требования ФГОС к организации внеурочной деятельности учащихся предусматривают такие формы работы учащихся как проектная и исследовательская деятельность.
В процессе такой деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Один из вариантов организации проектной и исследовательской деятельности это использование технологии веб-квестов.
«Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Quest ( в переводе с английского)- продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Впервые модель была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году.
Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке.
Веб-квесты могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и быть межпредметными, Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
· По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.
· По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.
· По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ , планирование и проектирование, самопознание , компиляция , творческое задание и др.
Структура веб-квеста:
- Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
- Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы
- Список информационных необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
- Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
- Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
- Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Этапы работы над квестом:
- Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
- Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели
- Заключительный этап
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления.
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
• использование информационных технологий для решения профессиональных задач;
• самообучение и самоорганизация;
• работа в команде;
• умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
• навык публичных выступлений
Приобретаемые умения и навыки:
• Умение добывать знания самостоятельно, выстраивать работу по алгоритму;
• Поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде формулирование выявленной закономерности в виде гипотезы, её доказательство и представление результатов работы;
• Самостоятельный выбор роли, темы, ресурсов;
• Умение пользоваться различными информационными источниками: материалами учебника, ресурсами, размещенными в Интернете
Как создать веб-квест
• Шаг 1: определите тему.
• Шаг 2: выберите сайт, для создания веб-квеста.
• Шаг 3: придумайте задания.
• Шаг 4: придумайте систему оценивания.
• Шаг 5: найдите источники информации, которыми будут пользоваться ученики для поиска ответов.
• Шаг 6: имея на листе приблизительный план и основную информацию приступайте к размещению веб-квеста на сайте.
Мною разработаны и опробованы следующие веб-квесты:
Математика:
◦ Квадратные уравнения (http://quest-kvadur.ucoz.ru/)
◦ Теорема Пифагора(http://pifagor-quest.ucoz.ru/)
Информатика
◦ Геоинформационные системы (http://quest-gis.ucoz.ru/)
◦ Защита информации
Разработанные веб-квесты не являются обязательными для выполнения всеми учениками класса. Я предлагаю прохождение веб-квестов в качестве изучения дополнительного материала, так как чаще всего они содержат много информации, на содержащейся в программе обучения. Работа над каждой из ролей веб –квеста, это выполнение мини-исследования, мини-проекта.
Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной. Веб-квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Веб-квест способствует поиску интернет-информации по заданию преподавателя, развитию компьютерных навыков обучающихся и повышению их словарного запаса, поощряет учиться независимо от учителя. Так как многие подростки буквально «без ума» от компьютера, веб-квест также является забавным методом как обучения, так и учения. Учащиеся воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.
При этом необходимо помнить, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в образование создает только возможность, условия для повышения его качества, доступности, гибкости, эффективности. Главным действующим лицом информатизации остается преподаватель, именно его деятельность определяет скорость и направление процесса дальнейшей информатизации, ее влияние на качество и эффективность образования.
Список использованных источников
1. http://internet-konfweb202011.blogspot.com/2012/02/14.html
2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-51014/
3. http://festival.1september.ru/articles/513088/
4. http://zhakulina20090612.blogspot.com/2011/07/blog-post_09.html
5. http://inshakovaox.jimdo.com/app/download/6114767812/1.1.docx?t=1401883169
6. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» [Электронный ресурс] / http://ito.bitpro.ru/1999